В новые водоемы по воздуху: эндозоохория у рыб



Расселение живых организмов - будь то разнос семян растений или миграция полевых мышей и птиц - важнейший процесс, обеспечивающий в конечном счёте не только существование самих видов, но во многом и функционирование экосистем вообще. С экологической и эволюционной точек зрения расселение действительно имеет огромное значение, являясь, в частности, одной из составляющих сложного механизма видообразования. Так, устойчивые пути расселения неизбежно формируют поток генов, повышающий генетическое разнообразие отдельных популяций, отсутствие же такого потока приводит к изоляции, что способствует появлению сначала новых экологических форм, а затем и к возникновению новых видов.

Но сегодня речь пойдет не о глобальной роли расселения, а о весьма частном и близком нам примере этого процесса, а именно о «внезапном» и «неожиданном» заселении рыбами изолированных водоемов, например, недавно вырытых прудов и затопленных карьеров.
Действительно, наверное, многие рыболовы сталкивались с ситуацией, когда в новом замкнутом водоеме всего через пару лет вдруг появляется рыба - вроде неоткуда ей там взяться, а караси или ротаны уже во всю клюют. Первая мысль, которая многим приходит в голову в этой ситуации, связана с антропогенными факторами - водоём, например, мог быть искусственно зарыблен. Это, конечно, вероятно, но во многих случаях не так - появление рыб здесь чаще происходит по естественным причинам. Как именно они преодолевают сухопутный барьер до конца не ясно - на этот счёт существует несколько теорий, но не все из них подтверждаются экспериментально.
морской конек
В изолированных карьерах почти всегда обитают рыбы. Пути их попаданию сюда - вопрос многочисленных дискуссий среди рыболовов.
Одна из самых распространённых гипотез о том, как рыбы попадают в новые для себя водоёмы, связана с их переносом птицами. Вообще расселение живых организмов посредством их переноса животными давно известно и носит название зоохории. Птицы при этом являются одним из известных векторов переноса для многих водных обитателей, в основном беспозвоночных и растений. В отношении рыб подобный механизм также рассматривался. В частности, высказывались предположения, что их икринки могут налипать на ноги и перья водоплавающих птиц (прежде всего, уток), которые затем, перелетая, разносят их от водоема к водоему (такой перенос на внешней поверхности животных носит название эпизоохория). Гипотеза вполне жизнеспособная, однако исследования, пусть и немногочисленные, пока не нашли ей подтверждений.
trimmatom nanus
Водоплавающие птицы, в первую очередь утки, рассматриваются в числе наиболее вероятных векторов распространения икринок рыб.

Автор фото:
неизвестен
Зато не так давно (в 2019 году) группа исследователей обнаружила, что по крайней мере для двух видов рыб из отряда Карпозубообразные (Cyprinodontiformes) механизмом распространения может являться эндозоохория - перенос внутри другого организма (а не снаружи, как в случае эпизоохории). Вектором переноса здесь также выступают водоплавающие птицы, которые могут заглатывать икринки вместе с привычной пищей (например, с частичками водных растений), пропускать их через кишечник, а затем выводить вместе с экскрементами, в том числе, в другом водоеме. Такой путь распространения достоверно существует для многих простейших водных животных, но для позвоночных был подтвержден впервые. Для этого был проведён достаточно простой эксперимент, когда в корм уткам подмешивали развивающиеся икринки Austrolebias minuano и Cynopoecilus fulgens. Согласно протоколу исследования в течение 48 часов после завершения кормления, экскременты птиц собирали и анализировали на предмет содержания икринок. Успешно прошли кишечник (то есть остались жизнеспособными и впоследствии продолжили развитие до стадии свободноплавающий личинки) 5 из почти 500 съеденных икринок, причём некоторые из них пробыли в организме птиц более 48 часов.
trimmatom nanus
Один из видов рода Austrolebias

Автор фото:
неизвестен
Как мы видим, доля выживших икринок составила всего около 1%. Много это или мало не так важно - главное, что икринки в принципе способны выживать в достаточно жестких условиях кишечного тракта животных и преодолевать таким образом сухопутные барьеры. Казалось бы, вот оно - доказательство возможности эндозоохории для рыб! Однако не все так просто. Здесь есть один нюанс, не позволяющий говорить о том, что подобный механизм возможен и для других рыб, - дело в том, что икринки Austrolebias и Cynopoecilus отличаются от икринок большинства видов тем, что и так достаточно подготовлены к аномальным неблагоприятным условиям (например, к колебаниям солёности и кислотности, характерным для пересыхающих водоёмов, где эти виды обитают). В частности, они обладают уникальными по строению оболочками, препятствующими потере воды и в целом защищающими их во время развития. Таких оболочек нет у большинства других видов рыб, и поэтому не ясно, могут ли они переносить нахождение в кишечнике птиц.

Найти ответ на этот вопрос взялась команда ученых из Венгрии, Испании и Румынии. Для экспериментов они выбрали два очень широко распространённых и хорошо знакомых рыболовам вида рыб, которые к тому же чаще всего обнаруживаются в числе первых вселенцев в новые водоёмы - обыкновенного карпа Cyprinus carpio и серебряного карася Carassius auratus gibelio. Их икринки имеют типичное для многих видов рыб строение, а потому являются хорошим модельным объектом для такого исследования. Схема эксперимента была похожей на ту, что использовалась в работе с Austrolebias и Cynopoecilus, - икринки карпа и карася скармливали уткам, а затем собирали их фекалии и смотрели сколько икринок благополучно преодолели кишечный тракт. В итоге, из почти 8000 икринок, скормленных 8 птицам в процессе двух экспериментов, сохранили жизнеспособность 18 икринок. Выживаемость составила для карпа 0,2%, а для карася 0,25%. При этом почти все живые икринки были собраны в первый час после эксперимента и лишь 1 икринка обнаружена через 4-6 часов. Все икринки содержали развивающиеся эмбрионы, которые, тем не менее, не все были затем успешно проинкубированы (было получено лишь 3 личинки карпа и 6 личинок карася, остальные погибли от грибковой инфекции).
рыба-нетопырь
Схема эксперимента с икринками карпа и карася. Фото взято из статьи Lovas-Kiss с соавторами (2020).
Несмотря на такую невысокую выживаемость икринок, все-равно можно сделать однозначный вывод о том, что они могут пассивно переноситься из водоема в водоем в кишечном тракте птиц. При этом, учитывая скорость полёта уток, было даже рассчитано возможное расстояние такого переноса - от 60 км в случае, когда икринки проводят в кишечнике птиц не более 1 часа, до 360 км, если это время увеличивается до 4-6 часов.

В завершение хочется упомянуть еще об одном интересном аспекте, касающемся эндозоохории, - во многих случаях у яйц/спор/икринок, распространяемых подобным образом, существует важная специфическая адаптация, а именно пауза в развитии, когда все связанные с этим процессы останавливаются. Эволюционное значение такой паузы заключается, вероятно, в повышении шансов на успешное преодоление неблагоприятных условий, тем более что часто эта пауза сопровождается образованием твёрдых внешних оболочек. Подобное - и диапаузу, и наличие твёрдых оболочек у развивающегося эмбриона - мы как раз и наблюдаем у некоторых Карпозубообразных из группы «annual killifish», к которым и относятся Austrolebias и Cynopoecilus. Направлены ли эти адаптации на улучшение выживаемости во время эндозоохории не ясно, но они без сомнения способствуют ей.

Что же касается икринок и эмбрионов большинства видов костных рыб, то описанный выше эксперимент показал, что они, несмотря на то, что не обладают ни диапаузой развития, ни твёрдыми оболочками, также могут распространяться посредством эндозоохории с тем лишь отличием, что их выживаемость в кишечнике птиц значительно ниже.
Список литературы
[1] Charalambidou I., Santamaría L. 2002. Waterbirds as endozoochorous dispersers of aquatic organisms: a review of experimental evidence // Acta Oecologica, Volume 23, Issue 3, June 2002, Pages 165-176

[2] Hirsch P.E., N'Guyen A., Muller R., Adrian-Kalchhauser I., Burkhardt-Holm P. 2018. Colonizing Islands of water on dry land—on the passive dispersal of fish eggs by birds // Fish and Fisheries. 2018. pp. 1–9

[3] Lovas-Kiss A., Vincze O., Löki V., Pallér-Kapusi F., Halasi-Kovács B., Kovács G., Green A.J., Lukács B.A. 2020. Experimental evidence of dispersal of invasive cyprinid eggs inside migratory waterfowl // Proceeding or the national academy of sciences. Vol. 117. No. 27

[4] Silva G.G., Weber V., Green A.J., Hoffmann P., Silva V.S., Volcan M.V., Lanés L.E.K., Stenert C., Reichard M., Maltchik L. 2019. Killifish eggs can disperse via gut passage through waterfowl // Ecology
Vol. 100, No. 11, pp. 1-4
Вы можете подписаться на рассылку чтобы получать уведомления о новых записях